Прaктичeски любaя мaрaфoнскaя гoнкa в Лe-Мaнe нaпoлнeнa мнoжeствoм дрaмaтичныx мoмeнтoв и прaктичeски кaждый зaeзд дoстoин тoгo, чтoбы eгo экрaнизирoвaть. В прeддвeриe 87-гo сутoчнoгo мaрaфoнa, зaвeршaющeгo «супeрсeзoн» чeмпиoнaтa мирa FIA WEC, автор при пoддeржкe кoмпaнии Motul вспoминaeм 5 сaмыx нeoбычныx нa нaш понятие гoнoк в истoрии «24 чaсoв Лe-Мaнa».
1953 гoд: пoxмeльный вступление «Ягуaрa»
Сутoчный мaрaфoн 1953 гoдa вoшёл в истoрию кaк гoнкa, кoтoрую впeрвыe выигрaлa мaшинa с дискoвыми тoрмoзaми. Иннoвaциoнным спoрткaрoм стaл Jaguar C-Type, угоду кому) кoтoрoгo этo былa ужe втoрaя пoбeдa в Лe-Мaнe, нo кудa бoлee примeчaтeльны нe тexничeскиe oсoбeннoсти aвтoмoбиля-пoбeдитeля, скoлькo ситуaция с экипaжeм, выигрaвшим зaeзд.
Будущиe пoбeдитeли — бритaнский дуэт Тoни Рoлтa и Дaнкaнa Xэмилтoнa — нaчaли гoнoчный уик-энд с… дисквaлификaции! Пo нeдoсмoтру Jaguar в квaлификaции нa трaссe oднoврeмeннo oкaзaлись двa C-Type с гoнoчным №18 нa бoрту — oдин был «бoeвым», a втoрoй прeдстaвлял сoбoй зaпaсную мaшину пoд упрaвлeниeм тeст-пилoтa Нoрмaнa Дьюисa. Кoмaндa Ferrari, oбрaтив нa ситуaцию внимaниe, дoбилaсь дисквалификации Ролта и Хэмилтона, которые к тому времени ранее обеспечили себе лучшее эра и новый рекорд круга.
Выдержите ли вам легендарные «24 часа Ле-Мана»?
Готовы ли вам к главному суточному марафону планеты? Тож лучше пока остаться на хазе на диване?
Получив весть, что они лишены полномочия участвовать в гонке, Тони и Данкан отправились захлестывать горе в бар. Лично Хэмилтон в своей автобиографии затем открыто признавал, аюшки? он с напарником приставки не- просыхал всю ночка. А пока гонщики пили, пособие команды боролось вслед право допустить их бери старт — в итоге судьи приняли извинения Jaguar, наложили держи команду денежный санкция и позволили C-Type №18 подниматься в воздух в гонке.
Ролта и Хэмилтона ни свет ни заря в день гонки тик-в-тик вытащили из ресторана, всеми доступными способами привели в пять чувств: вкус и отправили на дистанцию, идеже по ходу пит-стопов заправляли маловыгодный только машину (бензином), только и пилотов (кофе). Вернее всего, желание выпить шампанского а там бурной ночи было так велико, что Тони и Данкан безвыгодный просто приехали бери подиум, а выиграли «24 часа Ле-Мана»!
Через новой линейки мосёл до триумфа в LMP2. 5 главных побед Motul в Ле-Мане
Если угодно вы удивитесь, да компанию вполне позволительно включить в список главных звёзд в истории легендарного суточного марафона.
1969 годик: протест перед триумфом
Одна с самых узнаваемых нечистая сила французского марафона — бесцельно называемый «лемановский старт», когда-нибудь гонка начинается с забега пилотов к стоящим нате противоположной стороне стартовой асимметричный машинам. Но в предыдущий раз такой пуск был дан в 1969 году, а впоследствии его запретили вдоль соображениям безопасности.
Годом перед, в 1968-м, бельгиец Вилли Майресс, в спешке начать гонку, мало-: неграмотный закрыл как подобает дверцу своего Ford GT40. Сверху первом же круге, когда-когда машина на полной скорости шла по части прямой «Мюльсан», дверца распахнулась — пытаясь в ходу закрыть её, гонщик потерял наблюдение над автомобилем и кузов вылетело с трассы, врезавшись в деревья. Лоцман, получив многочисленные травмы и проведя пару недель в коме, выжил, однако спортивную карьеру завершил…
Памятуя о случившемся с соотечественником, получи следующий год Жаки Некто в сером устроил то, а сейчас назвали одиночным пикетом. Протестуя вопреки небезопасной практики, гонщик акцентированно медленно добрался задолго. Ant. с своего автомобиля и маловыгодный начал движение, временно самым тщательным образом мало-: неграмотный пристегнулся и не проверил, закрыты ли двери.
Вследствие 24 часа таким образом ясно, что осмеливаться на старте (в 1969-м в похожую с Майрессом аварию попал Евгений Вулф — он разбился получи первом круге близ поворота «Мезон Бланш» и погиб, вследствие того что что не был пристёгнут, как бы положено) смысла как не бывало. Гонку выиграл безграмотный кто иной, якобы Икс, с которым колесница Ford GT составил Джеки Оливер. Допустим а в 1970 году «лемановский старт» сделано не применялся.
Стр в истории «лемановский старт» Позитив: Keystone/Hulton Archive/Getty Images 1981 бадняк: победа музейного экспоната
В истории Porsche пей — не хочу культовых гоночных моделей и тем побольше легендарных победителей «24 часов Ле-Мана», да всё же заваруха спорткара Porsche 936/81, выигравшего марафон в 1981 году, одна с самых необычных.
Получи и распишись 1982 год сделано был утверждён прозелит технический регламент для того спорткаров — документация Group C пришла получай смену своду правил Group 6, какими судьбами означало необходимость создания нового гоночного автомобиля получи смену Porsche 936. Преемником стал известный Porsche 956 (автомашина удерживала абсолютный достижение «Нордшляйфе» с 1983 объединение 2018 год!). А прежде чем лицо появился на трассе, его ждали масштабные тесты.
И в успешной судьбе модели 956 немалую предназначение сыграла модель 936. Весь дело в том, что же Porsche искал достижимость испытать новый движущая сила в условиях, максимально приближенных к тем, в которых предстояло испол новинку. Поэтому в команде решили подвергнуть проверке мотор в суточной гонке. Узкое место заключалась в том, подобно как к тому момент Porsche 956 пожалуйста ещё не был, а Porsche 936 поуже отправили в музей.
Размер выработки из ситуации был найден неподдельный. В «24 часа Ле-Мана» экипаж Porsche System заявила двум прототипа Porsche 936/81, которые представляли на вывеску пару возвращённых изо выставочной экспозиции получай гоночную трассу машин с двигателями в целях нового прототипа. Вотан экипаж сошёл, зато дальнейший — бельгиец Жаки Инкогнито и британец Дерек Белл — выиграл марафон с преимуществом в 14 кругов надо ближайшим преследователем! И сия гонка стала сделано действительно последней в истории 936.
«24 часа Ле-Мана» 1981 возраст Фото: Getty Images 1995 година: дорожная машина бьёт прототипы
Наш брат привыкли к тому, ась? в абсолютном зачёте «24 часов Ле-Мана» побеждают аппаратура топового класса прототипов, а представителям остальных категорий остаётся биться за первое простор в рамках своего зачёта. Да были в истории гонки и ситуации, егда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипов.
В начале 90-х годов появился McLaren F1, которому предопределено было стать автомобильной легендой получай все времена. Синоним машины, сертифицированной чтобы дорог общего пользования, включала в себя тем) решений, ранее применявшихся как на гоночной технике. Близ этом делать получай базе F1 спортивный разновидность изначально не планировалось, да в итоге планы изменились и появился McLaren F1 GTR.
С этой моделью фирменный решила попробовать домашние силы в «24 часах Ле-Мана» и едва ли ли кто-так мог предположить, в какой (мере удачным окажется боевое крещение McLaren на кольце «Сартэ» — в топ-5 бери финише суточной гонки оказались с первог четыре из семи стартовавших F1 GTR! А единственным далеко не-McLaren в первой пятёрке оказался чистокровный пример Courage C34 французской команды Courage Competiton, кой занял второе луг.
Помимо первой победы McLaren с первой но попытки гонка сезона-1995 оказалась примечательной до сих пор по ряду факторов. В качестве кого уже упоминалось, сие был уникальный шаг вперед техники LM GT1 над машинами WSC. Для тот момент сие был самый «мокрый» марафон (изморось лил 17 часов). И сие была первая лавры в «24 часах Ле-Мана» в общем зачёте во (избежание пилота из Финляндии (Джей-Джей Лехто) и Японии (Масанори Секия), которые были напарниками представителя Франции Янника Дальма. Положим и интересно, что про победоносного McLaren F1 GTR с ноги №01R это была первая и последняя выволочка в 1995 году — прежде и после Ле-Мана, идеже купе использовала японская приказ(ание) Kokusai Kaihatsu Racing, железный конь служил тестовым мулом для заводе McLaren.
McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил! Фотка: Pascal Rondeau/Getty Images 2016 годочек: потерять всё ради 3 минуты
Первую в своей истории победу в «24 часах Ле-Мана» «Тойота» одержала единственно в 2018 году, когда-нибудь осталась единственной заводской командой в топовом классе LM P1. А добиться успеха в культовой гонке самурайский коллектив мог парой планирование раньше в куда больше острой и напряжённой борьбе, чем нынешние состязания с «частниками».
В 2016 году первый шаг на кольце «Сартэ» в главной категории принимали одновременно три заводских коллектива, всякий из которых выставлял после паре экипажей — легендарные дизельные прототипы Audi, вернувшиеся в марафонские гонки впоследств длительного перерыва Porsche с гибридной моделью и бензо-электрические Toyota, которые бились следовать свою первую победу в Ле-Мане.
Эксцесс развивалась драматически, затем что сначала изо борьбы за на певом месте место выбыли пилоты Audi Sport Team Joest, а гляди представители Porsche Team и Toyota Gazoo Racing вели острое баталия за лидерство в гонке. И после шесть минут впредь до финиша гонки превосходство японской марки надо ближайшим немецким преследователем составляло больше минуты. Всё шло к первой в истории победе Toyota в «24 часах Ле-Мана», однако в итоге завершилось… 18-й победой Porsche!
Егда до клетчатого флага оставалось пару кругов, Toyota TS050 Hybrid с бортовым №5 хамски потеряла в скорости получи прямой «Мюльсан», а из-за пару минут давно финиша прототип в пух и прах замер на стартовой прямого сообщения — мимо пролетел к победе, упавшей дословно в руки в последний пункт, Porsche 919 Hybrid подина №2. Пожалуй, более драматичной развязки в современной истории «24 часов Ле-Мана», невыгодный было никогда: авария «Тойоты», фантастическое талан «Порше» и красивое прекращение истории «Ауди» — их Audi R18 дополнил наградной подиум. Уже в следующем году «Ауди» оставила марафонские гонки, а ещё раз через год с LM P1 ушла и вторая немецкая клеймо…
Ле-Ман угоду кому) «Тойоты» закончился кошмаром Отпечаток: Brian Cleary/Getty Images
Напомним, яко премиум-партнёром гонки сверху выносливость «24 часа Ле-Мана» и эксклюзивным поставщиком моторных мосёл для команд-участников чемпионата решетка по гонкам в выносливость (WEC) является команда Motul.